
Задумка проста и конец ее не привел к желаемому результату, но все же считаю, что часть намеченного я добился, поэтому в назидание другим собратьям и мотосочувствующим приведу сюда копипаст своей истории. Тут когда-то был конкурс про первый мотоцикл, поэтому отнеситесь к этому тексту как из той же оперы.
За последние два года, еще будучи студентом, на мотоцикле Honda Steed я совершил две поездки по Европе в которых мне довелось посетить 22 страны и проехать в общей сложности более 20 тысяч км из которых еще 2 тысячи по Марокко. Но мало кто знает с чего все начиналось, и что идея поехать на мотоцикле в Европу зародилась целых 6 лет назад и не случайно.
Летом 2009 года я закончил школу и по сложившейся традиции отправился на дачу. Мы с друзьями уже много лет катались и интересовались всяким скутерами и мопедами и как раз в тот год семья моего лучшего друга наладила отношения со своим дедом Лешей. Я вспомнил, что у деда стоял в гараже старый драндулет, на котором он нас катал когда нам было лет пять. Мы даже еще не знали как мотороллер называется, но проявив инициативу мне удалось уговорить друга посмотреть технику. Выкатили Муравья из старого гаража с давно прогнившей крышей в котором этот трудяга нашел свое пристанище на последние 10 лет. Гараж какое-то время служил еще курятником и крольчатником, поэтому состояние мотороллера было удручающем, но я сразу влюбился в эту кучу ржавого железа. Я не понимал для чего нужны все эти кнопки, лампочки и рычаги - мы, избалованные японскими скутерами где был только газ и тормоз, понять не могли почему "на полу" мотороллера целых три педали в дополнении к уже известным нам органам управления.
Без ведома деда купил мотороллер за 3 тысячи со вторым двигателем и некоторыми запчастями в придачу. Про второй двигатель дед любил говорить "новисенький", то есть совсем новый и никогда не заводившийся.
Именно в таком виде Муравей предстал перед нами в июне 2009 года. Это самое первое фото после появления на свет из гаража:

Конечно мотороллер был не на ходу. Не знаю, что тогда было с тормозами, подозреваю, что закисли, но мы с друзьями вряд ли забудем тот день, когда вчетвером катили не такой уж тяжелый мотороллер два километра больше часа. Трое толкали сзади, а один как бурлак тащил за канат спереди.


Никогда до этого не занимавшись даже ремонтом своего скутера, все лето изучал засаленную книжку с руководством по эксплуатации, вникал в принцип работы коробки передач, карбюратора, электрики и самого двигателя в целом. С ржавчиной боролся обычной шкуркой: вручную драил мотороллер день за днем, за что друзья в шутку стали называть меня "Шкурмен".

Через два месяца я достиг главного результата - мотороллер завелся, внешний вид на скорую руку приведен в порядок и покрашен с помощью кисточки, ржавое дно кузова выбросил и заменил листом профнастила. А в итоге еще был выигран спор с другом, что якобы я не заведу Муравей до конца лета и не смогу проехать на нем хотя бы пару километров.


Я смог не только проехать несколько километров, но даже успел врезаться в гараж соседа от непривычки управления трехколесным транспортом:
До кучи всплыли проблемы с двигателем: свечи постоянно забрасывало маслом. А я, уже освоившись в азах ремонта, сделал вывод о испорченном сальнике коробки передач, в результате чего масло из КПП попадало в камеру сгорания и забивало свечи, при этом мотороллер еще и коптил так, что дымовая завеса держалась на всей улице по пути следования. Это хорошо видно на предыдущем видео.
С началом учебного года в институте я вернулся в город и зарегистрировался на форуме любителей советских мотороллеров, где как раз стартовал конкурс на лучшую реставрацию, в котором не постеснялся принять участие :)
На конкурсе и увидел как действительно люди восстанавливают технику - с полным разбором до каждого винтика, хромированием декоративных деталей, переборкой двигателя с максимальным поиском оригинальных запчастей, пескоструем вместо шкурки и профессиональной покраской с помощью компрессора. Даже каждой мелочной детали с любовью возвращался первозданный вид.

Было решено сделать мотороллер чтобы он был в состоянии "как с завода".

Для этого надо было перебрать двигатель, найти недостающие оригинальные детали и перекрасить Муравья с помощью профессионального пульверизатора. Весь учебный год я впитывал знания по теории реставрации мотоциклов, знакомился с людьми которые уже приобрели в этом богатый опыт. Даже познакомился с профессиональным маляром который давал мне много полезных рекомендаций. Все средства и время с началом нового летнего сезона 2010 были брошены на восстановление Муравья. Гаражом тогда еще и не пахло, а запчасти валялись в куче в сарае.

То лето выдалось не только самым продуктивным по работам над мотороллером, но и рекордно жарким, когда в Москве стоял дым от торфяных пожаров и температура держалась в районе 40 градусов. Начал с того, что разобрал Муравья до винтика. Купил новый компрессор, пескоструйный пистолет и 2 недели потратил на пескоструй рамы (обработка мелким песком под давлением для очистки металлических деталей от ржавчины, краски и других загрязнений).

На старом участке, где давно никто не жил, открыл целый цех по работе над рамой и каждый день ходил туда как на работу. В жару компрессор сильно нагревался, а по инструкции ему было положено что-то около 15 минут перерыва на 5 минут работы. Так день за днем я чистил раму до голого серого железа, покрывая пройденный за день этап еще и преобразователем ржавчины.

Песок брал вообще с улицы с футбольного поля, но его приходилось просеивать, чтобы пистолет не забивался. Но результат песокструйной обработки был на лицо. Стоило обхватить рукой на некоторое время очищенный участок, как он покрывался еле заметной ржавчиной с узором в виде отпечатков ладони.

В концу лета рама была отпескоструена, покрыта преобразователем ржавчины, снова отпескоструена в быстром темпе и сразу покрашена сначала двумя слоями эпоксидного грунта, а затем обычным 2к акриловым грунтом.


И вот теперь можно сказать, что с тех пор, по истечение четырех с половиной лет, ничего не поменялось. Когда-то в интернете встретил статью, что не бывает ничего идеального. Человек рассказывал и высмеивал примеры, где люди пытаются сделать что-то идеально, но постоянно натыкаются на всяческие проблемы и в итоге у них не получается ничего. Тогда я посмеялся над статьей и подумал, что докажу обратное.
В первую очередь я относился к процессу реставрации педантично и как уже говорил - хотел сделать все "как с завода" и даже лучше, одним словом - идеально. Меня стали не устраивать мои детали, которые были где-то гнутые, где-то сильно ржавые. Стал бояться, что постучав кувалдой по какой-то железке она искривится, изменит форму и тд. Начал покупать те детали, в которых сомневался больше всего и ситуация становилась все пагубнее. Так поставив рядом две вилки переднего колеса обнаружил, что они несимметричны, и какая из них в таком случае лучше? Волновал и вопрос покраски - как правильно красить, какой краской, в каких условиях. А двигатель? Все рекомендуют дорогие японские подшипники, импортные сальники и тд.
Муравей из музея Тульский мотороллеров:

Во всем это дерьме я завертелся и стал набирать себе доноров. Первой стала Тулица, от которой по большому счету мне подходил только двигатель и колеса. На нем решил в первую очередь оттачивать навыки частой эксплуатации.

Затем из жадности не упустил случая обменять у какого-то деда в Волоколамске второго Муравья на болгарку. Почти сразу прикупил за 4 тысячи мотороллер Турист с двумя двигателями. Его мне помог доставить мой друг на Nissan Tiida, а мотороллер мы не постеснялись засунуть в крохотный кожаный салон автомобиля.

Пятым стал третий Муравей который привезли на "десятке" :)

Я хотел из пяти мотороллеров собрать один, но идеальный. Добавьте к этому нехватку средств и времени и конечный результат очевиден. С того 2010 года ничего не сдвинулось с мертвой точки. Какое-то время я катался на Тулице-2, перебрал ей двигатель и непрерывно сталкивался с капризами старой техники. А остальные детали кочевали с полки на полку, из коробки в коробку, с мотороллера на мотороллер. Оба двигателя от первого Муравья тоже лежат разобранными включая "новисенький". В прошлом году я избавился от двух Муравьев и Туриста. У меня остался только мой самый первый мотороллер и Тулица.
Главный вопрос стал вырисовываться когда я задумался, для чего оно мне надо???
Когда я начал заниматься Муравьем, то задумался: "а зачем мне вообще мотороллер в идеальном состоянии?" Возить навоз, дрова и картошку не надо, а что тогда делать с ним, если восстановить так, как будто он только сошел с конвейера?
Все изменилось когда увидел отчеты Француза который изъездил всю Россию на мотороллере Тулица. Я был так поражен и восхищен его поездками, что они в некотором плане перевернули мою жизнь. Я решил: раз Француз ездил по всей России на мотороллере, тогда я поеду на Муравье по Европе!

С тех пор я стал жить этой идеей. Это стало именно целью, а не просто мечтой. Маршрут ниже исторический файл 2010 года, тогда я поступил на первый курс и представлял поездку именно так:

Сама мысль поехать на Муравье по Европе преследовала несколько целей. Главная была доказать, что техника выдержит такой пробег, потому что первая реакция окружающих была - "Да ты даже до Москвы не доедешь!". Это еще больше раззадоривало, ведь как так, Француз проехал 8 тысяч без единой поломки, почему же до Москвы не доеду?! Поэтому основная мысль была доехать на советском мотороллере, который сделан еще в СССР, а точнее в 1984 году. Из этого выходила вторая цель - доказать вообще возможность поехать на чем угодно, было бы желание. Ведь Муравей не абы какое редкое или дорогостоящее транспортное средство и сама мысль сесть и поехать по новым странам, открывая для себя новые места на этой телеге казалась волшебной. Даже душу грел тот факт, что всю работу проделает поршень который я держал в своих руках, а поршень этот был отлит не каким-то узкоглазым японцем, а дядей Васей с родного завода.

Ну и третья цель: доказать что я сам сделаю это на такой старой технике. Какой интерес в пробегах на дорогих, современных и мощных мотоциклах с ветрозащитой, ABS, электронной подвеской и тд. Какой вообще интерес ехать на лучшем в мире туристическом мотоцикле, ведь это относительно просто - заливай бензин и все. У меня до сих пор лежат черновики записей из разряда «Купить может любой, а собрать сам – не каждый» или «Прелесть уралов дано оценить далеко не всем. Как далеко не все понимают, зачем кто-то ездит на ГАЗ-21, если есть Форд-Фокус.»
Я стал зачитываться отчетами о пробегах на отечественных мотоциклах. Именно их было невероятно интересно читать. Люди пускались в поездку из Москвы в Крым или на Байкал на старом Урале, а по дороге у них ломалось все что возможно - поршневая, ГРМ, генератор, редукторы, барахлила любая деталь и откручивался каждый второй винтик. И все эти события не портили поездки, а делали их разнообразными и не похожими на рядовую (по крайней мере с позиции читателя), приводили к куче новых встреч и необычным знакомствам. При этом я считал, что они где-то не так идеально подготовили свою технику и если ее добросовестно перебрать с нуля, то такого количества проблем бы не было.
Но сама мысль сломаться в будущем где-то во Франции, поставить аварийный знак, включить аварийку и сесть чистить карбюратор где-то на обочине ШАМПАНИ РЕГИОН!!! не казалась страшной, а может даже немного желанной.
Я открывал Гугл панорамы, кидал желтого человечка куда-нибудь наугад в центр Франции и представлял, как вот где-то здесь на стоянке этого супермаркета по необходимости буду в очередной раз чинить свой мотороллер.

Самыми острыми казались вопросы перехода границы, движения по дорогам и ужасная новость, что в Европе нет даже 92 бензина, а в документации мотороллера речь идет вообще о восьмидесяти октановом топливе. Для нахождения ответов на все эти вопросы стал читать большое количество отчетов и тревэл блогов. Хранил видеозаписи передачи Вокруг света, читал различные путеводители.
Стал знакомиться со многими опытными мотоциклистами-путешественниками и рассказывать им о своей идее. Общался с Валерием Крышенем, Дмитрием Петрухиным и другими известными в мотокругах людьми. Списывался с ребятами которые доехали до Парижа на Запорожцах:

Вопрос проблемы с топливом решил еще круче - нашел телефон и познакомился с бывшим главным конструктором Тульского машиностроительного завода Щербаковым Евгением Николаевичем. Позвонил и рассказал, что увлекаюсь тульскими мотороллерами и мечтаю поехать на мотороллере по Европе. Забавно, но это не сильно его удивило, потому что в советские времена некоторая наша техника и так ездила на различные ралли по многим странам. Каждый год приезжая на Автостраду в Тулу собираюсь с ним встретиться и обсудить список вопросов, которые составлял в течение всего времени возни с техникой. В основном они касаются технических решений принятых в мотороллерах, для чего пришлось бегло почитать некоторые книги по двигателестроению. Но Евгений Николаевич человек пожилой, постоянно ссылается на плохое здоровье, до сих пор с ним не довелось увидеться, а время идет..
Потом на нашем форуме мотороллеров объявился настоящий англичанин Роберт у которого оказался мотороллер Муравей. Я незамедлительно отозвался на все его просьбы и был единственным кто стал помогать ему как запчастями, так и техническими и историческими справками. Иметь своего человека в Англии, который сможет помочь запчастями во время долгого путешествия, было неплохим подспорьем. Да и хотелось совершить какой-то общий небольшой пробег по туманному Альбиону, ведь Роберт знал и других владельцев тульской техники.
Чтобы было где рассказать про поездку и пришлось завести блог. Сначала я планировал писать о процессе реставрации и выкладывать о каждом проделаном шаге и новых приобретенных деталях. Но так вышло, что никому неизвестный блог никто не читает и надо было где-то его светить и соотвественно о чем-то интересном или полезном писать. Первый шаг был проделан когда вышла статья о истории тульских мотороллеров. Затем опубликовал подборку полезных статей из старых выпусков журналов за рулем и мото. До сих пор существенная часть посетителей ко мне заходит по запросам из разряда "ремонт редуктора Муравей".
Когда-то в сообществе


Таким образом я нашел свою нишу. Мало кто занимается мотороллерами в принципе, а тем более о них что-то пишет. Техника то сама по себе интересная, необычная и не такая уж плохая. Ко мне часто стали обращаться с вопросами по мотороллерам как раньше я писал другим. А на форуме появилась приписка к нику - "Юный мечтатель", потому что на первой оффлайн встрече в честь юбилея выпуска первого мотороллера подтвердил ребятам свою уверенность в путешествии на Муравье по Европе.
Большим шагом стало получение экстерном прав категории А. Завел специальную тетрадь где составил огромный список запчастей которые возьму в дорогу. Ведь в Европе никто с ними не поможет и рассчитывать можно только на себя. Сначала туда даже входили два карбюратора, запасной двигатель, редуктор и тд. Можно сказать, что туда не входила только рама. Таким образом я смог собрать бы чуть ли не второй мотороллер из имеющихся деталей. Купленные в общей сложности пять мотороллеров и должны были стать источниками всех этих запчастей. Планировал, что положу все это добро в кузов и переживал о способе защиты от кражи. Самой вероятной ситуацией представлялось, что какой-нибудь негр во Франции может стырить пятидесяти килограммовый алюминиевый двигатель и сдать его на металл :)

Финансовые затраты посчитал просто: скорость маленькая, значит ехать надо долго, так что берем по максимуму - 90 дней. А чтобы ни в чем не отказывать надо 100 евро/день, то есть 9 тысяч евро. По старому курсу это было около 350 тысяч рублей. Немало, но и не какие-то миллионы.
Как уже говорил, это стало целью к которой и стремился. Иногда меня спрашивали, что я буду делать после того как ее осуществлю? Ну тут все просто: в мире огромное количество направлений и как кульминация всего конечно же кругосветка! Даже узнал что есть два англичанина которые на Тук-Туке проехали по нескольким десяткам стран около 40 тысяч километров. Это могло стать очередной планкой которую надо было перепрыгнуть. Даже узнавал примерные цены доставки мотороллера через океан и вполне представлял себе Муравей на Брайтон Бич, Таймс сквер или где-нибудь в Аризоне рядом с Гранд Каньоном и Долиной монументов :)
Время шло, а мои идеи о перфекционизме не давали рукам начать сборку мотороллера. Все детали казались неидеальными, и что с ними мотороллер не дотянет до уровня заводского, а соответственно и поездка не пройдет гладко.
Одним словом, в процессе ожидания не пойми чего я купил Хонду Стид 1992 года. Даже был рад этой покупке с той позиции, что все равно еще собирался ехать на Муравье несмотря на наличие уже нормального мотоцикла. Потом почти сразу же решил, а почему бы для пробы не поехать на Стиде в Европу, чтобы ответить на множество вопросов, которые были актуальны и для поездки на Муравье: что такое кемпинг, что такое автобан, какие там парковки/заправки/отели/кафе/супермаркет
В поездке до Марокко я действительно был счастлив и получал сплошное удовольствие, но когда добрался до Барселоны то задумался, а теперь скажу честно, что по прошествии почти 18 тысяч километров, в такую поездку на Муравье уже не отправлюсь... Во-первых, это будет издевательство над самим собой, во-вторых, издевательством над окружающими водителями.
Но даже сейчас считаю, что проехать на мотороллере возможно. На Муравье я уже вряд ли на это когда-нибудь решусь, однако вариант который реально было бы осуществить - совершить обычный Европейский пробег на Тулице. Она не такая габаритная и при этом для нее реальная скорость движения 80 км/ч, а это не намного меньше тех 90 км/ч которых обычно придерживаюсь на Хонде.
На этом я закончил.
Тем кто в этот вечер сидит за любимым компьютером, а не на мотоцикле и тем, кто дочитал до конца, предлагаю обсудить важные вопросы:
- Реальна ли кругосветка на Муравье?
- На чем круче объехать мир: на двухтактном мотороллере или на Гусе?
- Всем придти к единогласному мнению, что мотороллер не скутер.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →