Компания Harley-Davidson очень гордится линейкой своих мотоциклов с большими V-образными моторами. В любом историческом материале вы легко найдете вехи славного пути: Flathead, Knucklehead, Panhead, Shovelhead... Но были в истории компании и другие модели, вспоминать о которых как-то не очень принято. Наверное потому, что они плохо укладываются в общую триумфальную канву. Вот о них-то мы сегодня и поговорим!
То, что делалось в начале прошлого века в этом легендарном сарайчике мы оставим за кадром: сам черт ногу сломит в попытке разобраться в том, что, из каких компонентов и по каким мотивам там собирали. А начнем наше повествование чуть позже, примерно с 40-х годов.
Это очень раритетный Harley-Davidson ХA. Его разработали в 1942 году по заказу военных. Им не очень нравилась подставлявшаяся тогда в войска модель WLA. Претензии были как к ее двигателю, так и к требующей в полевых условиях повышенного внимания цепной передаче. Прежде всего армейским специалистам хотелось иметь практически необслуживаемый кардан, как на немецких военных мотоциклах BMW. Но кардан с V-образным мотором как-то не сочетался, поэтому инженеры из Милуоки взяли за образец трофейный BMW R71 и по его образу и подобию построили свой мотоцикл.
Получилось неплохо, но дорого. Поразмыслив, военные предпочли все же оставить на вооружении старую модель, хотя по всем параметрам она и уступала новинке. А Harley-Davidson XA был построен тиражом всего 1000 экземпляров и сегодня считается музейной редкостью.
Следующий "закос под конкурентов" случился уже после войны. Растащив в рамках репараций на части немецкую компанию DKW, американцы получили чертежи и оборудование для производства легкого 125-кубового мотоцикла. Модель, выпуск которой наладили под маркой Harley-Davidson, сперва называли просто Model 125, а позже (после ряда модернизаций) дали ей имя собственное – Hummer.
На картинке вы видите Harley-Davidson Hummer образца 1954 года. Кстати, вторая часть немецкого оборудования и чертежей попала в СССР и у нас на их основе сделали мотоцикл М1А “Москва”, который впоследствии производился на Минском мотоциклетом заводе. Видите, выходит у ММВЗ и Harley-Davidson есть хоть что-то общее!
В начале 60-х, видимо вдохновившись успехами итальянской Vespa, на "Харлее" решили сделать свой собственный мотороллер. Модель назвали Topper. Вы могли видеть ее на заглавной картинке этого поста.
Получился вот такой вот уродец. Опять же не обошлось без "немецкого следа". Утверждают, что конструктивно Harley-Davidson Topper здорово напоминал европейскую модель Zündapp Bella. Даже не знаю, как уж так получилось. Но угловатые стеклопластиковые обтекатели были полностью оригинальными. Насколько я понимаю, особым успехом в США Topper не пользовался и уже в 65-м его производство свернули. А о первом и единственном "мотороллере от Harley-Davidson" предпочли забыть.
В начале 60-х компания Harley-Davidson по случаю приобрела 50% акций итальянского мотопроизводителя Aermacchi. В результате этого сотрудничества появилась целая линейка несвойственных "Харлею" моделей. По большому счету, это были тоже самые итальянские мотоциклы, которые импортировались в США и продавались на внутреннем рынке под раскрученной маркой Harley-Davidson. Типичный пример бэдж инжиниринга!
Первой такой моделью стал 250-кубовый одноцилиндровый Sprint. Вот уж не знаю, как он приняли на американском рынке.
Потом появился еще более легкий Rapido... Были варианты с разными объемами моторов. От 50-ти до 150-ти кубов. И у этого мопеда на баке тоже стоит эмблема Harley-Davidson!
Спортивный эндуро Baja. И он тоже – Harley-Davidson!
Был даже миник Х-90. Готов поспорить, что вы никогда и не слышали, что Harley-Davidson выпускал такие модели! А он производился с 1973 по 1975 годы. Но в середине 70-х харлеевцы, наигравшись с европейской малокубатурной техникой, перепродали акции Aermacchi обратно итальянцам. И об этой эпохе тоже благополучно забыли.
Следующим "международным" проектом Harley-Davidson стала разработка армейского мотоцикла MT350. Он был построен по образу и подобию английской модели Armstrong MT500 и оснащался одноцилиндровым 350-кубвым 30-сильным двигателем от компании Rotax. Согласитесь, ничего общего с привычными харлеевскими круизерами и огромными V-твинами! Но на что не пойдешь ради длинного доллара гособоронзаказа! Такие мотоциклы делали с 1993 по 2000 годы. Насколько я понял, они поступали только в войска и свободно не продавались. Но сегодня не составляет особо труда найти на аукционе списанный с армейских складов хранения экземпляр. Даже практически не пользованный!
Была у Harley-Davidson еще нелицеприятная (на мой взгляд) история со спортивными мотоциклами Эрика Бьюэлла. Но о ней я расскажу в следующий раз!