Однако, теперь по порядку.
Так вот. Без перевода можно обойтись. Есть банки, которые умеют читать английские буквы и даже цифры. Будет нужно - в привате расскажу.
Итак, начинаем растамаживать. Часть процедур можно было сделать более оптимально, но это уже опыт для будущих подходов к таможне.
День первый.
В папке три бумажки, описанные выше. Киевская областная таможня, а точнее ее автоотдел, уже пару лет, как переместились с территории ВДНХ в новые и просторные здания возле села Мартусовка, рядом с Бориспольским аэропортом. Добираться - просто: из Киева едем в сторону Борисполя. Поворачиваем по указателю на село Гора. Проезжаем Гору насквозь. Едем еще пару километров. Слева увидите большие прямоугольные склады и терминалы: это оно. Поворачиваем с автодороги Гора-Мартусовка налево, мимо будки охранника. Автоотдел - в самом конце складов. Ехать до упора, пока дорога не повернет направо. Повернуть направо и ехать до знака "Кирпич". Перед кирпичем справа - шлагбаум. Вам туда. Дальше спросить у охранников, подымающих шлагбаум.
Заходим в здание таможни, подымаемся на третий этаж. Дальше можно направо, вдоль коридора до большого аквариума, где за стеклом работают инспектора, и начинайте их засыпать вопросами, что, мол, и как... Но лучше поверните налево. Так быстрее и проще. :) Да... Пусть у вас с собой будет флешка. 21 век, поди... Итак, с лестницы налево, и снова налево. Там брокеры. Целых две фирмы. Дверь прямо - Саша. Дверь направо со страшными предупреждениями для обывателей - Дима и Павел. Можно подходить к любому из них. Помните:Ваша задача на данном этапе очень проста:
1. Написать заявление на начальника автоотдела с просьбой рассмотреть Ваш самый важный вопрос. Бланк заявления - у брокера. Если нету - он знает где взять.
2. Подать в таможню предварительную декларацию граждан в бумажном и электронном виде. Сокращенно - ПДГ. Делать эту декларацию будет брокер. Услуги брокера стоят денег. Об этом чуть позже, а пока - маленькое лирическое отступление для молодых компьютерных гениев: самостоятельно заполнять декларацию, установив на свой ноут специальную программу - не стоит. Во-первых, декларация на специальном бланке. Во-вторых, нужен матричный принтер. Бланки самокопирующиеся. Но главное - это давняя дружба таможенников и брокеров. Чем вызвана эта дружба - не мне судить. Но таможенник с удовольствием отправит Вас переделывать декларацию. Столько раз, сколько потребуется, чтобы Вы поняли, что правильно заполнить предварительную декларацию граждан могут только специальные брокеры, о которых я писал выше. Тем более, что брокеры вполне вежливы и готовы Вам помочь.
Пара слов об оплате услуг брокера. Фактически. брокер будет формировать и печатать для Вас еще две декларации на последующих этапах. Поэтому за эту, предварительную, декларацию можете и не платить. Главное - определите стоимость услуг. И это... Торгуйтесь. :)
Итак, взяли бланк заявления на имя начальника автоотдела, заполнили его под диктовку брокера, и несете это заявление к начальнику автоотдела Владимиру Николаевичу. Если очередь или совещание - в коридоре мягкие и удобные диваны. Я не шучу. Стоять, подпирая стену - не нужно.
Владимир Николаевич расписывает Ваше заявление на кого-то из инспекторов, чья очередь, или кто свободен. Можно идти прямо к этому инспектору, но можно и снова к брокеру. Разницы нет, поскольку инспектор все равно отправит Вас к брокеру делать ПДГ.
Брокер берет Ваши документы, копии паспорта, тайтла и счета (что? Вы не сделали как минимум по три копии всех документов заранее? Тогда милости просим! Ксерокс у брокеров всего по 1.50 грн за копию... :) ), и минут за 10 готовит эту самую предварительную декларацию. Вместе с бумажной версией - электронная. Тут и пригодится флешка, о которой я писал раньше. С декларацией - к инспектору. Если очередь - на диванчик. Лично я очереди не увидел. На всю таможню было человек восемь инспекторов и два клиента, включая меня. Инспектор посмотрел декларацию, чего-то там посчитал, и выдал мне бумажку с реквизитами для оплаты, на которой была вписана сумма, которую нужно оплатить. С точностью до копейки.
Дальше начинаются вторые небольшие грабли. На всей территории этого огромного комплекса нет ни одного банка. Таможенники отправляют платить в Борисполь, в банк Аваль. Для продолжения оформления нужно, чтобы заплаченные Вами деньги "дошли" до таможни... Инспектор сказал, что это не менее 2 часов. Я прям представляю себе, как деньги бредут с котомками за плечами от Борисполя, по полю, в лаптях, или в кирзовых сапогах, навпростець... Но факт остается фактом. Из Мартусовки нужно ехать в Борисполь. Там - найти банк. Заплатить. Ждать не менее двух часов, пока деньги "дойдут". Вернуться на таможню. Поцеловать замок, поскольку пока Вы бегали, пережидали обед в банке, ловили попутку и так далее - таможня успела выполнить дневной план и закрыться. А назавтра - сюрприз! Новый курс доллара! Совсем чуть-чуть изменился, но этого хватит, чтобы Вам пришлось пробежать призовой круг по маршруту таможня-банк-таможня... С какого круга Вы поймете, что нужно заплатить больше? Насколько больше? Да хоть на 100 гривен больше, чем написал на бумажке с реквизитами инспектор.
В моем случае я получил бумажку с суммой, и поехал на работу. Единственное, что меня поднапрягло - сумма в бумажке была ощутимо больше, чем я себе думал, рассчитывая таможенные платежи на разного рода онлайн таможенных калькуляторах в интернетах. Очень даже ощутимо больше. Но кто из нас будет спорить с инспектором? У него - компьютер, программа, и он тут много лет... В любом случае, ему виднее. Кто не верит - попробуйте оспорить это...
Итог первого дня: написано заявление, сделана ПДГ, получена бумажка с реквизитами и сумма, которую необходимо оплатить. На все, перечисленные выше, операции и действия у меня ушло минут 30-40. Да. Всего. Я дольше пишу об этом.
P.S. Вечером этого же дня я добрался до банка Аваль в Киеве, недалеко от моей работы, и оплатил предписанную сумму. И плюс комиссия банка 1% от суммы. Ощутимо... Я обычно в месяц на пиво меньше трачу, чем эта комиссия... На операцию по оплате ушло минут 10.
День второй.
Едем в таможню. В сумке - тайтл, документы от перевозчика, счет на мотоцикл и квитанция об уплате сумы по растаможке. Напомню, из чего эта сумма складывается: берем стоимость мотоцикла в США (эта сумма указана в оригинале счета), добавляем к ней стоимость доставки мотоцикла в Украину. В моем случае - около 500 баксов. Кстати, документ о стоимости доставки мотоцикла лучше иметь. А к нему - какой-нибудь документ об оплате. Зачем? А затем, что по твердому убеждению таможни - доставить мотоцикл из США в Украину стоит никак не менее 700 баксов. И если документально не переубедить в обратном девушку из отдела тарифов - таможенная стоимость Вашего мотоцикла будет завышена. А оно Вам надо?
Итак, к стоимости мотоцикла добавили стоимость доставки. Получилась так называемая "таможенная стоимость". С нее и будем платить налоги. Реальную стоимость мотоцикла, с Вашего позволения, я показывать не буду. Давайте возьмем для примера цифру 5000 долларов за стоимость мотоцикла и доставки. Начисление происходит в три этапа
1. Пошлина 10 %. Добавили к нашей таможенной стоимости 500 баксов. Итого - 5500.
2. Акциз. 0,2 евро за кубический сантиметр. Считаем: 1700 х 0.2 евро х 10 грн = 3400 грн, (425 долларов) Прибавим эту сумму к сумме из пункта 1. 5500 + 425 = 5925 долларов.
3. А теперь добавим НДС 20% к сумме из пункта 2. То есть 1185 долларов прибавляем к 5925 долларам и получаем 7110 долларов. Итого к таможенной стоимости добавляется стоимость 2110 долларов. Условно - почти половину стоимости мотоцикла составляют таможенные платежи. И это еще не финиш.
Но давайте продолжим. Пришел к инспектору. Тот посмотрел на мою квитанцию, потом что-то там у себя в компьютере.
- Тю! А чего ты так много заплатил??? Я тут видимо напутал вчера... Ну да ладно. На окончательном этапе тебе это зачтется...
- И что? Много переплатил? - говорю...
- Тысяч семь гривен! Да ты не расстраивайся. Не пропадут твои деньги. У нас ничего не пропадает...
- ??????!!!!!!!!!! WTF?!!!!!! Семь тысяч переплатил???
После этого инспектор еще минут пять чего-то щелкал в компьютере и снимал копии с документов. Потом поставил печать на моей декларации и отдал ее мне со словами: "Все. Теперь в Одессу. За мотоциклом". А попутно дал еще пару ценных советов, о которых позже.
Очередей я и сегодня не увидел.
Итого времени потрачено на таможне 25-30 минут.
Итог второго дня: у меня на руках пакет документов (тайтл, счет, декларация со всеми нужными печатями) для забирания мотоцикла в Одесском порту.
День третий. В порту.
Скажу честно: я мухлевал. И действовал не в лоб, а все, что можно, делал заранее, по электронной почте, по интернету... Именно поэтому, через несколько дней, когда корабль с мотоциклом пришел в Одесский порт и со мной связались представители перевозчика, то большинство вопросов мы решили именно по электронной почте. Я отправил сканы моего паспорта, тайтла и моей предварительной декларации. Поэтому, в день моего приезда, все документы были готовы. Я должен был получить мотоцикл на выезде из порта. Но случилось маленькое "НО". Как обычно, впрочем... :) Мне звонит экспедитор и говорит, что мотоцикл не заводится. Поэтому мне выписали пропуск на территорию порта (пропуск 1 грн 78 коп стоит, между прочим), и проводили до мотоцикла. Мотоцикл не заводится. Я к аккумулятору. Вы, кстати, знаете, как к нему добраться на Ямахе? Ну да... Я тоже думал, что знаю... Че там, боковую крышку открутил, и все. Вот он, родной. Так вот... В этом мотоцикле под боковой крышкой аккумулятора не оказалось. Вот нет, и все. Может под сиденьем? Может! Давайте посмотрим. Как ее снять? Кто знает? Сразу объясню, профессионалам: до этого мотоцикла у меня было несколько мотоциклов. Поэтому уж снять сиденье-то я могу.Открутил заднее. Оно открыло доступ к болту, которым крепится переднее... Так вот. В XV1700 все иначе, и снятие заднего сиденья никакого болта не открыло. Нету его там.... В общем, возились долго. Ну и попутно я позвонил Вите Шерифу и попросил помочь с эвакуатором. Прошло меньше часа, и эвакуатор заехал в порт (70 грн за въезд). Мы быстро погрузили мотоцикл, и повезли к Шерифу на базу разбираться, что и как. А сиденье, как выяснилось, снимается вообще без ключей. Точнее с одним: ключом зажигания. Нужно особым образом повернуть ключ в замке зажигания, и сиденье снимается. Вот так просто. Теперь буду знать.
Причина того, что мотоцикл не заводился, была именно в аккумуляторе. Он банально разрядился за время пути. Похоже, есть какие-то мелкие утечки. Ну да ладно. С этим потом разберемся.
А сегодня процесс закончен. Мотоцикл у Шерифа. Аккумулятор заряжается. Все хорошо. Третий день растаможки закончен. Если бы не аккумулятор - весь процесс занял бы часа полтора. А так - в порту я провел часа два.
Кроме этого, стоимость услуг портового брокера составила 500 баксов. Будете повторять процедуру - торгуйтесь.
Итог третьего дня: у меня на руках мотоцикл и пакет документов для дальнейшей растаможки.
Возвращаемся обратно в Киев. Сроки на доставку мотоцикла в Киев сейчас удлинили. И если в 2008 году мне давали три дня, то сейчас можно добираться до Киева до 10 дней. Так что времени достаточно. Ехать в Киев думал своим ходом. Тем более, что в пятницу, когда забирал мот из порта, в Одессе было +12. Но в субботу резко похолодало, а в Киеве вообще было до -5. Так что было решено искать альтернативные пути доставки мотоцикла в Киев. И альтернатива нашлась. Спасибо камраду Диме Cf, который помог доставить мот.
День четвертый.
Как я говорил, перед поездкой в Одессу инспектор в таможне дал мне пару ценных советов. Оказывается, добрые американцы не пишут в тайтле (официальный документ на транспортное средство) объем двигателя и вес мотоцикла. Ну не нужно им этого. Ведь всегда можно зайти на сайт производителя и посмотреть интересующие характеристики. Но это не в нашем случае. Нашим официальным инстанциям подавай официальный документ. Даже не один, документ, а целых два. Во-первых, документ про вес мотоцикла и объем двигателя, а во-вторых, официальный документ о том, что мотоцикл не нужно сертифицировать в Украине. Такая вот "справка о том, что справка не нужна".
Так что сегодня я отправился в экспертную фирму "Сантадор", которая делает заключение про вес и объем двигателя. Адрес и телефон найдете в интернете. Мне повезло: Сантадор находится в двух кварталах от моей работы. Так что завез документы (очереди не было), за 10 минут отдал их и вернулся на работу. Часа через 4 мне позвонили, что документы готовы. Повторный визит занял еще полчаса по небольшим пробкам. Цена вопроса - 450 грн. Оплата на месте.
Всего операций, связанных в этот день с растаможкой - минут 40 в сумме.
Итог четвертого дня: к пакету документов добавилась официальная справка про вес моего мотоцикла и про объем двигателя. Эту информацию потом внесут в техпаспорт.
День пятый.
Еду в "Укрметртестстандарт", в их автоотдел. Это в районе метро Житомирская. Точнее - в гугле. Там же телефон. Я позвонил и договорился о приезде накануне. Там работает совершенно замечательная девушка Таня. Кто будет повторять процедуру - передайте ей конфетку с приветом от меня. :) А что касается справки о ненужности сертификации - больше всего времени в этом процессе заняло ожидание в ближайшем банке, в котором касса начинает работать с 10 утра. А я приехал за справкой к открытию "Укрметртестстандарта", к 8,30 утра.
Так что смело пишем 2,5 часа в копилку нашей растаможки и 240 гривен в фонд бюро сертификации.
Итог пятого дня: получили заключение о том, что б/у мотоцикл, ввезенный в Украину, не подлежит обязательной сертификации.
Кстати, Таня из бюро сертификации предупредила меня, что если для таможни такой справки достаточно, то для МРЭО - точно придется сертифицировать мой мотоцикл. Ну что же... Поживем - увидим.
День шестой.
Накануне я приехал на мотоцикле в Мартусовку, но поскольку было это вечером после работы - таможенная стоянка уже не работала. Поэтому оставил мотоцикл возле вагончика охраны.
Утром в пятницу (прошла ровно неделя, как я забрал мотоцикл в порту) я приехал для окончательного оформления документов.
Поставил мотоцикл на специальную таможенную парковку. И тут меня ждал первый неприятный сюрприз: заехать на таможенную парковку стоит 420 грн. Потом 48 (кажется) гривен за каждые сутки нахождения мотоцикла на этой парковке. Не заезжать - нельзя. Парковщик после въезда выдает специальный пропуск, который нужно приложить к пакету документов.
Итак, заехал. Получил пропуск. Поднялся в таможню. Тут начинаем опять с брокеров. Они делают типа "основную" декларацию. Типа, вот я, вот мотоцикл, который я декларирую. Поскольку предварительную декларацию мы уже делали, следовательно все данные для основной декларации уже в компьютере у брокере. Процесс подготовки новой декларации занимает минут 10. С новой декларацией - к инспектору. Флешку не забыли? К инспектору идем и с бумажной, и с электронной версиями декларации.
Инспектор отбирает несколько документов, с которых нужно снять копии. Да. У тех же брокеров. Да. По 1,50 грн... :))
Копий набралось на 20 гривен.
Следующий этап - осмотр мотоцикла дежурным по осмотрам инспектором. А тут как раз снегопад пятничный начинался. Так что осмотр и фотографирование заняло минут пять: инспектор сфотографировал номер рамы, показания одометра и несколько мелких повреждений. Осмотр окончен. Возвращаемся в таможню. К моему инспектору. Тот ведет меня в отдел тарифов. Заходит сам в кабинет к сотруднице этого отдела, а мне велит подождать на диванчике, пока вызовут. И начинается непонятное ожидание. Это, кстати, был самый длинный этап растаможки. Просто ждать, пока вызовут, и смотреть, как некоторые клиенты заходят по-свойски без стука. Видимо, постоянные клиенты. Спорить и возмущаться не собираюсь. А пока жду на диванчике - расскажу Вам немного теории, если не возражаете.
Основной задачей отдела тарифов - определить реальную рыночную цену товара, который ввозится. Чтобы с этой "рыночной" цены и брать налоги и таможенные платежи. И можно сколько угодно долго показывать документы о покупке, подтверждающие цену мотоцикла. Для девушки из отдела тарифов это не повод лишать Родину финансовых поступлений. Может Вы вообще за доллар мотоцикл купили у брата-байкера...
Поэтому и девушка из отдела тарифов, и еще много других таких же девушек и парней на таможне для определения рыночной цены привезенного Вами мотоцикла пользуются сайтом NADA http://www.nadaguides.com/Motorcycles. Это для американской техники. Для европейской - есть другие сайты. Ищите сами.
Попробуйте сами: когда введете марку, модель, год и элементы обвеса, то увидите три цены:
- Suggested List Price (это цена нового мотоцикла, рекомендуемая производителем)
- Low Retail (это наименьшая цена, которую можно найти на рынке)
- Average Retail (среднерыночная цена на б/у мотоцикл выбранной Вами марки, модели и года)
Я надеюсь, Вы понимаете, что как бы дешево Вы не купили мотоцикл в США, а отдел тарифов будет руководствоваться именно средней ценой (третья в списке цен). И именно эта стоимость будет использована для начисления платежей. И к ней добавится стоимость доставки мотоцикла в Украину. По мнению таможни эта услуга стоит 700 баксов. Если сможете документально доказать, что заплатили меньше - напишут меньше.
А, я забыл сказать, что Вы можете оспорить сумму, в которую оценили Ваш мотоцикл в отделе тарифов. Не согласиться. Можете. Тогда возвращаетесь в Киев, находите независимого эксперта, который приедет, проведет независимую экспертизу, потом подготовит заключение. И уже этому заключению отдел тарифов поверит. Но учтите, что такая экспертиза тоже стоит денег (говорят, от 1000 грн и выше). Плюс потеря нескольких дней, за каждый из которых на таможенной парковке берут 48 грн за стоянку Вашего мотоцикла. И, самое главное, нет никакой гарантии, что эксперт оценит Ваш мотоцикл существенно дешевле. Разве что независимый эксперт - это Вы сами. Тогда - без вопросов.
Ага... Вот я и дождался. Меня пригласили в кабинет отдела, где огласили, во сколько реально оценили мой мотоцикл. Я упущу эту сумму из моего рассказа. А лучше давайте посчитаем, насколько подорожал бы мой мотоцикл на основании данных с сайта NADA. Помните, мы договаривались, что возьмем за стоимость 5000 долларов за мотоцикл + доставка в Украину. Тогда получалось, что к этой сумме добавится 1185 долларов таможенных платежей.
Теперь представим, что среднерыночная цена мотоцикла в Америке определена в 6500 плюс 500 за доставку в Украину. Итого 7000 таможенная стоимость мотоцикла.
- плюс пошлина 700
- плюс акциз 340 (не изменился)
- плюс НДС с суммы (7000+700+340=8040) 1680 долл.
Итоговая сумма платежей 2720 долларов. Добавьте сюда 500 баксов за услуги порта. 3220 долларов. И если добавить реальную стоимость мотоцикла (мы договаривались, что это 5000 с доставкой в Украину), получится 8220. Добавьте сюда всяческие комиссии, стоимость перевозки по США из магазина до порта. Я нигде не показывал этой суммы, но она составила около 250 баксов. Так что общую стоимость мотоцикла составит где-то 8500 долларов. Где-то так... Поэтому решать Вам, делать ли экспертизу о стоимости мотоцикла для снижения таможенной стоимости. Я не делал. Там за окном шел снег, и мне хотелось еще попасть на работу.
С определенной стоимостью идем снова к брокеру, который вписывает окончательную стоимость в итоговую декларацию. Это третья, и финальная декларация. Рассчитываемся с брокером. Идем к инспектору. Тот где-то минут 20-30 готовит бумаги, и все! Ура! Идем на таможенную парковку, рассчитываемся (в моем случае мотоцикл не простоял на таможенной парковке и суток, поэтому я заплатил только 420 грн за постановку на парковку). И все. Мотоцикл в руках. Посреди бушующей стихии и снежных заносов. Единственное, что я смог тогда, это кое-как докатить до того же вагончика с охраной, и на все дни снегопадов бросил мотоцикл там. Где он и простоял, пока героические люди из Кастом Культуры не освободили мотоцикл из снежного плена, и не отправили его приходить в себя после долгого путешествия из Америки в нашу крайину чудес. Но это уже совсем другая история. :)
Спасибо всем, кто помогал словом и делом: Тарику, Косу, Диме Cf, Вите Шерифу, Кастом Культуре и всем, кто поддерживал и помогал на этом пути! До встречи на дороге!