John F. Smith (j_f_smith) wrote in moto_ru,
John F. Smith
j_f_smith
moto_ru

Categories:

Унициклы. Часть 1.

Наткнулся в френдленте у yuripasholok вот на такое чудо-юдо.



И решил посмотреть, а что у нас с данным видом транспорта.
P.S. Много текста.



http://www.jcwiki.ru/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB

Уницикл

Унициклист-жонглёр.jpg

Уницикл или юнисайкл (от английского слова unicycle) – это одноколёсный велосипед. Слово состоит из приставки «uni» - один и «cycle» - колесо. Ещё его называют «моноцикл». Сегодня велосипед на одном колесе можно увидеть не только в цирке, но и на улицах города. Унициклы переживают второе рождение. Сегодня это новый необычный спорт, это универсальный тренажёр, это средство от стресса и гиподинамии.

Велосипед «Пенни-фартинг», 1886 год

Появился моноцикл ещё в конце XIХ века, когда в моде был велосипед «паук» или «пенни-фартинг» с огромным передним колесом (пенни), к оси которого жестко крепились педали, и совсем крошечным задним (фартинг).

Это был первый двухколёсный велосипед. Благодаря большому диаметру колеса «паук» мог преодолевать довольно высокие препятствия и рассматривался как перспективная конструкция транспортного средства. Но это было опасное средство передвижения: большая высота сиденья и центр тяжести, смещённый к переднему колесу, заставляли водителя лететь кубарем при резком торможении. Кто-то оставшийся неизвестным догадался убрать маленькое колесо, и средство передвижения стало гораздо безопаснее. Так и родился уницикл.

Потом появились моторизированные унициклы, интрациклы – когда водитель сидит внутри большого колеса, дициклы – когда пассажиры сидят между двумя параллельно расположенными колёсами. Идея о передвижении на одном колесе никогда не оставляла в покое изобретателей.

Моноцикл Аллена Грина и Елисея Дайера 1869 год
Моноцикл Гаравалья 1904год

В 1904 году, когда уже появились бензиновые двигатели, итальянский конструктор Гаравалья создал интрацикл, который часто называют «дедушкой» всех моноциклов. На самом деле первые интрациклы были запатентованы в Америке ещё в 1869 году. Соперничество было яростным. В течении года один за другим запатентовали свои интрациклы Георг Бергнер из Вашингтона (штат Миссури), Аллен Грин и Елисей Дайер из Провиденса (штат Род-Айленд) и Ричард C. Хеммингс из Нью-Хейвен (штат Коннектикут). Но недостаточная балансировка, опасные вращающиеся детали вокруг водителя внутри колеса, переворот при резком наборе скорости или торможении помешали дальнейшему развитию интрациклов.

Уницикл, запатентованный Сидни Албартом Моррисом в 1909 году, предназначался для передвижения по улицам и имел руль, седло и тормоз, прижимающийся к шине рычагами. На первых унициклах колесо могло быть больше 40 дюймов в диаметре.

«Dynosphere» 1932 год


К 1937 году было запатентовано шесть конструкций моноциклов, использовавших бензиновые и электрические двигатели. Не все из них оказались жизнеспособными. Аппарат, названный «Dynosphere» (1932 год), оказался очень устойчивым, но двигался он только по прямой, т. к. свернуть его с намеченного пути оказалось делом не простым. Потом унициклы были забыты почти на 60 лет, и увидеть их можно было чаще всего только в цирке.

В 1954 году итальянский гонщик Луижди Бандини (Luiggi Bandini) сконструировал моноцикл и участвовал на нём в мотогонке Милан-Таранто.

Моноцикл Луиджи Бандини 1954 год
В конце ХХ века моноцикл вернулся в виде развлечения для любителей острых ощущений. Современный уницикл имеет более сложную конструкцию, он состоит из рамы (возможны V-образные рамы, оснащённые одной или сразу несколькими поперечными трубами), седла, подседельного штыря, колеса, втулки, шатунов, педалей, подшипников и их держателей. Отдельные модели могут оснащаться тормозами и рулём. Для большинства одноколёсный велосипед был данью моды, но для некоторых людей он стал настоящим увлечением, частью их жизни.
Уницикл.jpg

Экстремалы, перешедшие на унициклы, выяснили, что одноколёсник ни в чём не уступает двухколёсным собратьям, он так же применим для горного экстрима, фристайла, триала. Этот маленький велосипед позволяет совершать удивительные и головокружительные трюки, развивает навыки маневрирования. Никому не под силу с первого раза проехать на уницикле, но научиться кататься способен каждый при наличии минимальной настойчивости и терпения.


А те, кто освоил одноколёсник, легче и быстрее учатся кататься на сноуборде, ездить на заднем колесе мотоцикла или ходить по натянутой проволоке. Потому что уницикл работает на все группы мышц человека и является универсальным тренажёром, развивающим чувство равновесия, балансировки и координации.


В китайской армии используются моноциклы для тренировки баланса, вестибулярного аппарата, владения телом.

Моноцикл в китайской армии

В зависимости от предназначения моноциклы разделяются на:


  • Фристайл - для прыжков и трюков. У него высокий подседельный штырь и узкое седло, традиционный размер колеса – 20 дюймов.

  • Триал - для преодоления препятствий, для этого он прочнее стандартных и с широким колесом на 19-20 дюймов.

  • Муни (Маунтин юнисайклинг )– для бездорожья и горных склонов. У такого уницикла удобное седло, диаметр шины 24-26 дюймов, бывают модели с тормозами.

  • Туристический уницикл – для езды на большие расстояния. Большой диаметр колеса позволяет развивать скорость до 35 км/ч.

Помимо обычного существует множество разновидностей унициклов:


  • Жираф — высокий уницикл с цепным приводом

  • Колесо (Ultimate wheel) — колесо с педалями

  • Многоколёсный одноколёсник — уницикл, имеющий два или более соприкасающихся колес, которые крутятся в противоположных направлениях. Для того, чтобы ехать вперёд при чётном числе колёс, необходимо крутить педали назад

Многоколесный.jpg

  • Большое колесо — уницикл с колесом 29 дюймов и больше

  • Импосибл (Impossible wheel) — колесо с металлическими пластинами для ног вместо педалей

А некоторые изобретения из этой области тяжело как-то классифицировать... Создатели Sun Cycle считают, что их изделие «объединяет в себе такие популярные снаряды, как виндсёрфинг и скейт». К двухметровому колесу сбоку прикреплена подвесная площадка, не имеющая контакта с землей.

Sun Cycle
Водитель отталкивается ногой от земли и, разогнавшись, удерживает равновесие, стоя ногами на площадке и балансируя колесом, которое движется по принципу подшипника. Создатели называют его «самым маневренным транспортным средством», о чём можно и поспорить.

Жители больших городов начинают интересоваться унициклами как средством передвижения. Во-первых, благодаря своей компактности, одноколёсник не занимает много места в квартире, с ним можно заходить в транспорт или магазин. Во-вторых, он максимально безопасен для самого водителя и окружающих. Ему не страшны «пробки» на дорогах. И, наконец, самое главное - не обязательно выделять для тренировок специальное время - достаточно просто ездить на нём на работу и по делам.

Американский учёный Клод Шеннон (Claude Elwood Shannon), основоположник современной теории информации и связи, прославился ещё и тем, что, работая в Bell Laboratories в 1941 году, катался по коридорам лаборатории на одноколёсном велосипеде, одновременно жонглируя мячиками. А японец Акира Мацусима установил мировой рекорд по дальности и продолжительности езды на одноколёсном велосипеде, преодолев 5 248 км от Ньюпорта (штат Орегон, США) до Вашингтона с 10 июля по 22 августа 1992 года.

Пастор Ларс Клаузен во время своего путешествия

Лютеранский пастор-экстремал Ларс Клаузен в 2002 году проехал 5000 миль на своём уницикле по Соединенным Штатам Америки, собирая по дороге пожертвования для эскимосов Аляски.


Сейчас начинают развиваться такие виды спорта как хоккей и баскетбол на моноциклах.

В 2001 году американец Керри Маклин (Kerry McLean) собрал свой первый интрацикл на базе тракторного колеса диаметром около девяноста сантиметров. Моноцикл, оснащённый бензиновым двигателем в 40 лошадиных сил, развивал скорость более ста километров в час. Это был первый уницикл, официально зарегистрированный дорожной полицией США.
Моноцикл Маклина 2001 год
Первый опыт оказался настолько удачный, что Керри Маклин основал собственную компанию McLean Wheel. Он стал выпускать менее мощные коммерческие модели, которые может приобрести каждый любитель-экстремал, и разрабатывать новые мощные машины. McLean V8 и McLean V8 Rocket Roadster оснащены двигателями от автомобиля Buick. Их размеры тоже отличаются от дебютного, диаметр колеса приближается к двум метрам.
McLean V8 с двигателем от «Бьюика»

Канадский инженер-самоучка Дэниел Вуд одним из первых стал применять в унициклах гиросенсоры. Моноцикл Вуда SBU (Self Balancing Unicycle) переводится как самоуравновешивающийся уницикл.


В 2010 году компания Honda Motor представила в Токио новый уницикл U3-X, особенностью которого является способность двигаться в любом заданном направлении вперед, назад, вбок, по диагонали. Направление движения, выбирается под воздействием веса ездока, который при желании сменить маршрут слегка отклоняется в нужную сторону.

Honda U3-X

Ключевым элементом U3-X является всенаправленное колесо, а также технология контроля баланса, разработанная для роботов ASIMO.

Honda U3-X похож на цифру 8, в которой нижний круг является колесом, а на верхнем укреплено сиденье. В высоту уницикл всего 65 см и весит менее 10 кг. Передвигаться можно со скоростью до 6 км/ч, заряда ионно-литиевой батареи хватает на один час работы. По заявлению президента компании самоуравновешивающийся уницикл уже в недалеком будущем может стать «весьма эффективным персональным транспортным средством». А конструктор Синъитиро Кобаяси считает, что созданная им новинка «безопасна в эксплуатации и вполне может использоваться школьниками для поездок из дома на занятия и обратно».

Solowheel
А в 2011 году американская компания «Inventist» представила на игрушечной ярмарке в Нью-Йорке компактный электрический моноцикл Solowheel, на котором едут стоя на педалях-подножках, расположенных по бокам от колеса. Устройство скорее можно назвать электрическим «самокатом». Аппарат снабжён литиевыми батареями, которые обеспечивают запас хода на 19 километров. Наклон вперёд вызывает разгон, отклонение назад - торможение аппарата.
Итальянский мотоцикл UNO

Подобные сигналы улавливаются гиросенсорами и передаются киловаттному двигателю. К тому же Solowheel весит всего девять килограммов и имеет ручку для переноски, так что владелец при необходимости может легко воспользоваться общественным транспортом, держа свой «транспорт» в руках или положив его в рюкзак.



Tags: выбор мотоцикла, жена против!, колхоз
Subscribe

  • Тру или не тру?

    Так как ЖЖ давно умер, моторушечка уже не торт, и раньше мотоциклы были ламповее, сиськи упружнистее, байкеры пусичнее, и вообще никто посты не…

  • зимнее хранение :)

    Давно не было псто про зимнее хранение. Улучшаем! :) ЗЫ: Фото не моё, но выкладываю с разрешения. Всем свежего масла, хорошей резины и ровных…

  • Свободный поток

    Алоха, геноссен. А вот кто-нибудь уже ездил по ЦКАД через инновационную безбарьерную систему взимания платы "Свободный поток" с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments