Вот изящный как черный тюльпан BMW R32 1923 года.
Первый мотоцикл BMW.
Первый мотоцикл BMW с легендарным оппозитным двигателем BMW модели M2B15.
Но происхождение двигателя - заслуга английских мотопроизводителей. Инженер BMW Макс Фриц скопировал английский оппозитный двигатель
Douglas. "Китайский" период лежит в основе очень многих упешных мотоциклетных фирм. А вот компании в основе которых лежал инженерный талант Создателей нового - зачастую жили не долго.
Джозеф Бартер - инженер и создатель Light Motors Ltd. Начал создавать популярные тогда легкие мотоциклы в велосипедной раме в 1902 году. Мотоциклы имели простой и маломощный одноцилиндровый двигатель. Но в 1905 году Джозеф Бартер построил первый в мире горизонтально-оппозитный двигатель. Объем его был 200 сс, а мощность составляла 2,5 л.с. Благодаря свой конструкции он был заметно тише, тяговитей и менее вибронагружен, чем свои одноцилиндровые собратья того времени. Мотоцикл с этим удивительным двигателем Джозеф назвал Фея. Изначально мотоцикл назывался по французски - Fee и немного позже был переименован в более благозвучное английское Fairy.
Фея создавалась так.
Брался велосипед.
И на него ставился 200сс оппозитный двигатель Бартера, муфта, бак, цепь и ремень.
Этот мотоцикл выпускался 1906 года по... аж 1907.
Компания братьев Дугласов, Вильяма и Эдварда с 1882 года занималась кузнечным и литейным производством.Одним из заказчиков у Дугласов был инженер Джозеф Бартер. Там отливал заготовки для своих двигателей. Когда компания Бартера обанкротилась - Дуглас приобрел права на оппозитный двигатель.
И в 1907 году появился новый мотопроизводитель - Douglas.
Первый ее мотоцикл имел оппозитный двигатель мало отличавшийся от Fairy, но с увеличенным объемом 350сс. Промежуточная муфта была убрана и привод осуществлялся непосредственно ремнем. Мотоцикл оказался удачным и выпускался с 1907 года по 1910. Именно на таком мотоцикле Эли Кларк осуществил своей рекордный пробег через всю Англию от севера до юга 1448 км, за 39 часов 40 минут.
Вот так выглядела самая первая модель Douglas Model C 350cc.
В 1911 году модель была модернизирована. Добавилась двухступенчатая коробка передач, а двигатель, для лучшей управляемости опустился ниже. С таким двигателем фирма решила попробовать свои силы в знаменитой гонке ТТ на острове Мэн. И сразу же мотоциклы Douglas заняли 7е и 11е места. А в 1912 году - триумфальная победа в классе 350сс - 1, 2 и 4е места.
Двигатель традиционно со времен Fee размещался продольно.
Благодаря спортивным победам Douglas стал популярен и известен. ЧТо позволило ему получить военный заказа и стать самым массовым мотоциклом Первой мировой войны. Выпущено для военных было около 70 000 мотоциклов. Разойдясь по всему миру мотоциклы и двигатели стали копироваться в разных странах.
Douglas расширял линейку двигателей - добавив 544сс вариант мощностью 4 л.с. и 964cc мощностью 8 л.с. - с водяным и воздушным охлаждением. В 1920 году на мотоциклы начали ставиться дисковые тормоза. Именно модель RA 1923 года благодаря дисковым тормозам стала популярной в новомодных гонках по грязевому треку. Этот мотоцикл лег в основу специальной серии спортивных мотоциклов Douglas для гонок dirt track DT5 и DT6 с оппозитными двигателями 500сс и 600сс. Которые успешно выпускались вплоть до 1930 года.
В 1925 году вышла новая серия EW. Мотоциклы этой серии спроектированы известным инженером того времени Сирилом Пулиным. Они обладали чрезвычайно легким весом (от 90 кг), модернизированными ниженеклапаными и верхнеклапанными двигателями 350сс и 600сс и трехступенчатой коробкой передач.
В 1931 году компания оказалась на грани банкротства и была продана. В 1933 году она была выкуплена снова Уильямом Дугласом, но в 1935 году снова продана фирме British Aircraft Company. В этот сложный период инженеры работали и выпускали новые модели мотоциклов. в 1932 году была выпущена модель Bantam. Модель имела инновационный дизайн - мощную капотировку, щитки переходящие в подножки и достаточно слабый 150сс двигатель.
Как мы помним в 1923 году компания BMW скопировала двигатель Douglas и развернув его поперек стала выпускать мотоциклы. Ставшие популярными и доказавшие перспективность именно такой компоновки оппозитного двигателя.
Пытаясь нагнать обскакавших их немцев, в 1934 году Dougas создает мотоцикл с поперечно расположенным оппозитным нижнеклапанным двигателем объемом 494сс и карданным приводом. Модель назвали Попытка - Endeavour.
Модель, к сожаления была прохладно встречена публикой и не стала популярной. За три года было продано едва сто мотоциклов.
Вторая война дала новые заказы для Douglas (в основном генераторы) и позволило ей накопить достаточно сил, чтоб к 1945 году представить абсолютно новую модель Т35.
Двигатель 348сс обладал неплохой мощностью 17 л.с. Также мотоцикл был оснащен 4 ступенчатой коробкой передач. Передняя подвеска имела оригинальную комбинацию телескопа и рычажной вилки, сзади - торсион. Серийно модель выпускалась с 1947 года. И в 1949 году получила форсированную до 28 л.с. версию 90 Plus.
Douglas T35 был достаточно массовой моделью. Ее последняя модификация Mk.V с 1949 по 1954 год разошлась в количестве 3123 шт.
Лебединой песней компании стала выпущенная в 1954 модель Стрекоза. Douglas Dragonfly была создана на основе модели Т35. Она имела такой же 350сс двигатель мощностью 17 л.с. Но было много и существенных дополнений. Douglas Dragonfly имел новую дуплексную раму, свечную заднюю подвеску с телескопическими амортизаторами, передняя вилка с раздельными функциями демпфирования и управления. Эта вилка была разработана годом ранее Эрнстом Эрлесом и считалась самой продвинутой на тот момент. Данная вилка сразу заинтерсовала многие мотоциклетные компании. КОмпания BMW c 1955 по 1969 все свои мотоциклы выпускала с передними вилками Эрлеса.
Последние мотоциклы Douglas были выпущены в 1957.
До 1954 года компания занималась производством мотороллеров Vespa. А до своего закрытия в 1982 году - только продажей мотороллеров.